izenberg (l_lednik) wrote,
izenberg
l_lednik

Category:

Этические проблемы психол. работы с пожилыми людьми в системе соц. обслуживания населения. Ч. 3

Как видим, комплекс психосоциальных проблем сопутствует процессам старения и является непременным атрибутом пожилого и старого возраста. В той или иной степени, ухудшение памяти, зрения, слуха, сложности в обучении присущи старости.

Почему некоторые пожилые люди внешне проявляют бодрость, оптимизм, в то время как другие погружены в мрачные мысли и озабочены, в первую очередь, своим здоровьем? Общественное мнение положительно относится к 1-му типу пожилых, и порицает, сторонится второго. Считается, что быть активным, жизнерадостным нужно и можно в любом возрасте. Всеобщее одобрение вызывают известный актер, танцующий в 90 лет на сцене или режиссер, отметивший столетие, но всё еще не ушедший на покой. Однако, психолог-практик, психиатр с опытом работы в геронтологических центрах за внешней активностью и оптимизмом может увидеть нечто совсем другое. Польский психиатр А. Кемпински пишет о таком типе активного пожилого человека: «...старые люди, боясь старости и близкой смерти, становятся более активными, чем это соответствует их силам, бросаются в водоворот различных дел, стараются быть молодыми, даже одеваются, как молодежь; это - компенсаторная гиперактивность, под ее покровом можно обнаружить подавленность и отрешённость» [4]

Активность, энергичность может быть защитным механизмом для борьбы с мыслями о неизбежном конце жизни, о приближающейся дряхлости. Примерно в 70-е годы советские люди впервые увидели иностранных туристов, рассматривающих красоты Московского метро или фотографирующих кремлевские башни. Многих поразило то, как выглядят «их» старики – подтянутые, аккуратные, с белыми вставными зубами, старушки в джинсах и кроссовках, особенно по контрасту с нашими людьми, часто плохо одетыми, с выражением усталости или угрюмости на лицах, с золотыми, а не керамическими коронками. Этот образ старика-туриста казался нам очень привлекательным и вызывал зависть: живут же люди, а что мы можем позволить себе на нашу мизерную пенсию?

 Но за наружным благополучием и видимым довольством жизнью западных стариков западные же психологи и психиатры обнаруживают аналогичные проблемы, что и у пожилых в России. Оказывается, не лишение материального достатка является самым тяжёлым в жизни пожилых людей, а отсутствие внимания, подлинной заботы со стороны родных, нежелание родственников впускать пожилых членов семьи в свою жизнь, от чего те бегут в турне по всем странам, чтобы заполнить эмоциональный вакуум и среде таких же, как они, почувствовать  свою жизнь осмысленной.

Компенсаторные механизмы проявляются, в частности, в погоне за моложавостью, нежеланием выглядеть на свой возраст. В ЦСО можно наблюдать семидесятилетних женщин, выступающих с «танцем юной пастушки», самодеятельный ансамбль в расшитых блестками кокошниках, с макияжем а-ля матрешка и т.п. Появление их зачастую вызывает чувство неловкости у сотрудников и некоторых клиентов, но большинство посетителей ОДП  и сами «артистки» не понимают нелепости своего внешнего вида. Отсутствие самоощущения старения пагубно для физического и психического состояния. Старики такого типа беспечны и склонны переоценивать свои возможности, зато их не угнетают мысли о смерти. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и об­щения. Старый человек должен иметь мужество "примириться" со своим положением, приспособиться к нему. [5]

Старики бессознательно отодвигают перспективу смерти и ведут себя так, как будто впереди еще долгий период жизни: строят разнообразные планы, волнуются за собственное будущее, судьбу будущее и всего общества, беспокоятся, что с ними станет через несколько лет, хотя вероятность того,  чтобы они до этого времени дожили, очень мала [4].

Управления социальной защиты спускают разнарядки на проведение конкурсов самодеятельности и требуют вовлечения стариков в пение и танцы, не принимая во внимание, что инициатива подобных мероприятий должна исходить снизу, от самих пожилых людей, иначе любые начинания руководства превращаются в формальность и постепенно затухают. Задачей  работы социальных служб должна быть мобилизация сил пожилых [8]. К сожалению, ситуация в сфере социального обслуживания сегодня такова, что оказание помощи пожилым сводится лишь к выдаче продуктовых наборов и организации досуга, который, в свою очередь, означает развлекательные мероприятия.

В ЦСО старики не хотят слушать «грустную» музыку (грустной для них может оказаться и джаз, и танцевальная классика, и песни военных лет), просят петь песни не о зиме, которая также ассоциируется с тоской и увяданием, а «про любовь» и «про весну». Всё, что навевает мысли о конечности земной жизни, вызывает у них скрытую или явную вербальную агрессию.

            По словам швейцарского психотерапевта, «пожилой человек соприкасается с 2-мя пугающими аспектами реальности: медленным угасанием и неминуемой смертью.... Стареть – значит болеть, увядать, умирать» [10]. Редкий психолог, психотерапевт затрагивает столь болезненную тему. Но именно с этой нерешенной проблемой приходится работать специалисту по социальной работе, геронтопсихологу, социальному работнику. Проблема старения и неизбежности смерти не возникает вдруг, внезапно, именно в пожилом возрасте, она пронизывает жизнь любого человека. Нерешённость проблемы жизни и смерти является причиной целого комплекса неврозов и неврозоподобных состояний. Если молодой человек или человек среднего возраста может более или менее успешно «убежать» от неприятных мыслей о смерти – в работу, увлечения, - то старикам прятаться уже некуда.

Все без исключения подопечные ОДП всегда жалуются на бессонницу,  плохой беспокойный сон и просят совета у психолога, как восстановить сон. Наблюдения показывают, что причина  бессонницы коренится в соматических нарушениях и в неосознаваемом страхе перед смертью, поэтому  общеизвестные методы, как-то: прогулки перед сном, рациональное питание, им помочь не могут, и психолог также бессилен им что-то посоветовать. Есть мнение, что  для психологического благополучия необходимо принять факт смертности, осознать его и затем радоваться жизни. «Смерть есть смерть. Она ни на что не похожа и случается один раз. Когда вы понимаете это, вы начинаете спокойно
Tags: малая психиатрия большого города
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments