Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене молодого
З ума-розуму звела…
Залихватская песня о том, как козаки обманули девушку, а потом привязали к сосне и подожгли. А не пускайте гулять девушек одних. В общем, сама виновата:
Їхали козаки із Дону до дому,
Підманули Галю - забрали з собою.
Ой ти Галю, Галю молодая,
Підманули Галю, забрали з собою.
Поїдемо з нами, з нами, козаками,
Краще тобі буде, як в рідної мами.
Везли, везли Галю темними лісами,
Прив'язали Галю до сосни косами.
Розбрелись по лісу, назбирали хмизу [хворосту],
Підпалили сосну від гори до низу...
Чудная песня о системе ценностей козака: жратва и женщина находятся рядом, но в критический момент он предпочтёт «з сиром пироги»:
А то були мисливці [охотники], ніякі вороги,
Взяли собі дівчину і з сиром пироги.
А хлоп гірко заплакав: о люті вороги,
Візьміть собі дівчину - віддайте пироги.
О еде песня «Гоп, мои гречаныки».
О пьянстве супругов, которые пропили всё до нитки, и теперь жалуются, что больше пропивать нечего:
Чоловик [муж] пропив кочергу, жинка—клячу, щей [ещё и] дугу.
Чоловик пропив бугая, жинка—корову щей теля.
Чоловик пропив помело, жинка - в хате що було.
Ой, жинка, горе, горе - ничого нэма на дворэ. Нэчого пропыты!
Менее известная песня – про сексуально-озабоченного старика с тревожно-мнительным расстройством психики:
Задумав дідочок,
Задумав жениться.
Ой сів, думав, думав,
Задумав жениться.
Що старої не хочеться,
Молода не піде.
Ой сів, думав, думав, молода не піде.
А хоч вона піде,
То не ляже спати.
Ой сів, думав, думав, то не ляже спати.
А хоч ляже спати,
То не обернеться.
Ой сів, думав, думав, то не обернеться.
А хоч обернеться,
То не поцілує.
Ой сів, думав, думав, то не поцілує.
А хоч поцілує, одвернеться – сплюне.
Ой сів, думав, думав, одвернеться – сплюне.
О чём мечтает казак? Всё о том же - о еде от пуза и выпивке до ушей:
Якби я був Полтавським соцьким
Багато б дечого зробив:
Береги були би із сала,
А в річці б галушки варив.
Земля була б з смачної каші
Та апетитних потрохів,
На вербах би росли ковбаси,
А листя б було із млинців [из блинов].
Все Чорне море було б пиво,
Дніпром вишнівочка б текла,
Вина Дністер нам доливав би,
Горівка б у ставках була.
Криниці були б з добрим квасом,
Таким щоб в носі закрутив,
Щоб чоловік з похмілля часом
Скільки хотів би стільки й пив.
После того как всё кругом он превратил в жратву, можно заняться внешним видом женщин, зачем ему кругом старушки:
Старі баби і молодиці
Знову б дівчатами були —
Рум'яні, свіжі, круглолиці,
Як тії маківки цвіли.
После омоложения казаку приходит на ум переиначить природу: отменить зиму, чтобы можно было… ходить без штанов! Поистине необъятный полёт фантазии:
Тоді не треба і одежі,
Ані чобіт, ні жупанів.
Ходили б як святі на небі
Без сорочок і без штанів.
Итак, песни про обман, убийства, обжорство, пьянство и предательство. Душа народа, да.
Мультик с украинскими песнями в исполнении народного хора имени Верёвки.
О чём поётся в русских народных песнях.
Множество песен о природе, которая одушевляется и наделяется человеческими свойствами:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Дальше девушка делает дудочку, чтобы с её помощью разбудить любимого.
Широко используются уменьшительно-ласкательные имена. Парень просит девушку полюбить его:
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
По-о-од со-осною, по-о-од зеленою,
Спать положи-ите-е вы меня,
Аи, лю-у-у-ули, люли, Аи, лю-ули, люли,
Спать положи-ите-е вы ме-е-еня.
Сосенушка ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Аи, люли, люли, ой, люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Кра-а-аса-авица, душа-де-е-евица,
Полю-уби-и же-е ты меня,
Аи, лю-у-у-ули, люли, Аи, лю-ули, люли,
Полю-уби-и же-е ты ме-е-еня.
Ещё о любви к родной земле:
Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася!
Ой, да не степной орёл
Подымается, -
То донской казак
Разгуляется!
Ой, да не летай, орёл,
Близко ко земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!
Красота природы оттеняет любовное чувство, душевные переживания сравниваются с явлениями окружающего мира, с которым, видно, человек живёт в гармонии:
Летят утки, летят утки и два гуся.
Ох, кого люблю, кого люблю — не дождуся.
Приди, милый, приди, милый, стукни в стену,
Ох, а я выйду, а я выйду, тебя встрену…
Цветёт колос, цветёт колос, к земле клонит,
Ох, по милому, по милому сердце стонет.
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые!
Как и мне по вам, по сеничкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!
Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава
И высоко и далеко,
На родиму сторону;
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живет.
Он грозен, сударь, грозен,
Он не милостивой:
Не пускает молоду
Поздно вечером одну.
Я не слушала отца,
Спотешала молодца.
Я за то его спотешу,
Что один сын у отца…
Эта печальная песня не такая древняя, ей всего лишь лет 200. Умирающий казак разговаривает с вороном, и его последние мысли обращены к любимой:
Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ты вьёшься надо мной?
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой!
Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Чёрный ворон, я не твой!
Отнеси платок кровавый
К милой любушке моей.
Ей скажи — она свободна,
Я женился на другой:
Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Вижу, смерть моя приходит, —
Чёрный ворон, я не твой!
Вижу, смерть моя приходит, —
Чёрный ворон, весь я твой…
Н-да… Никто никого не обманывает под разухабистые аккорды, никто не поджигает